3/27/2011

Маркетинг в социальных сетях – отдайте дань моде

С появлением социальный сетей стали звучать голоса маркетологов сразу объявивших их чудом. Представьте, что вы можете обратится именно к той аудитории, к которой нужно, да еще и без посредников. Не правда ли, заманчиво? Но как мы с знаем (знаем?), панацеи (лекарства от всего на свете) не существует. И после волны восторгов пришла волна разочарований. Как водится в реальном мире (а не воображаемом маркетологами) истинна где-то посередине и, к тому же, бесплатного сыра не существует.

В чем суть маркетинга в социальных сетях?

Если вы, дорогие читатели все еще не заражены этой заразой и не имеете аккаунтов в facebook, вконтакте или twitter я вам завидую. Но давайте по порядку. Суть социальных сетей – общение. Идея в том, чтобы дать людям возможность общаться и находить друзей по интересам. Каждый, кто регистрируется в сети, заполняет некую анкету. В этом месте любители словосочетания "целевая аудитория" "делают стойку". Представьте себе, человек рассказывает о себе все, от пола, возраста до предпочтений в музыке. У вас прямо чешутся руки, желаете воспользоваться такой удивительной возможностью, не торопитесь, все не так то просто. Да, по сути, у маркетолога в руках практически идеальный инструмент таргетирования, но суть не в этом или не совсем в этом...

Мое мнение:

Суть маркетинга в социальных сетях – общение с целевой аудиторией, а совсем не реклама продуктов или услуг.

В принципе, инструмент созданный для общения для него более всего подходит, подробнее попытаюсь раскрыть дальше по тексту. Но к тому же, мы можем элементарно разместить рекламу, которую можем довольно точно нацелить на определенную группу людей. Итак, мы можем делать 2 вещи:

1. Размещать рекламу в социальных сетях
2. Общаться с целевой аудиторией (то есть: строить отношения, получать обратную связь, доносить свои идеи и... общаться просто так). Похоже на PR, не так ли?

Реклама в социальных сетях. Особенности

Имеем 2 ключевые особенности социальных сетей: возможность размещения довольно точно таргетированного рекламного сообщения и принципиальную нелюбовь к такой рекламе подавляющего большинства жителей соц. сетей. Есть такое понятие: баннерная слепота, и ничего не поделаешь. Человек не замечает тех областей экрана в которых ему показывается реклама, ему это просто не интересно. Он сосредоточен только на той информации, ради которой пришел на сайт, например на тексте в основном окне.
Тоже самое наблюдаем на обычных сайтах, и социальные сети тут не выделяются. Одна отрада, возможность оплаты за клик, то есть только за более-менее заинтересованных потенциальных клиентов. Как дополнительный элемент в рекламной кампании сойдет, ведь не дорого обходится, но надеяться на большую эффективность не стоит. Ведь люди приходят в социальную сеть за общением, а не за нашими "уникальными" торговыми предложениями. Ситуация потребления никак не располагает клиентов "потреблять" широкий спектр товаров. В отличии от, например, контекстной рекламы в Google/Yandex (человек ищет и находит, в отличие от человека пришедшего поболтать с друзьями). Есть, конечно, некоторые очевидные группы товаров которые неплохо себя чувствуют, но об этом, в другой раз. Еще одно "но" рекламы в социальной сети, все таки большинство  пользователей здесь подростки со всеми вытекающими.

PR в социальных сетях

Конечно, "тру пиарщики" высокого уровня (больше десятого) могут не согласится и закидать меня гнилыми овощами, но пусть не торопятся. Дайте высказаться, господа-специалисты. Конечно от книжного PR о котором мы читали в учебниках и от практического PR, который мы познавали на практике работы с журналистами, общение в социальной сети отличается. Но вся прелесть, и возможно, единственное позитивное что есть в социальных сетях (кроме, конечно, возможности для закомплексованных подростков общаться без дрожи в коленках с девочками) возможность быть с клиентом "на короткой ноге".

Именно неформальность общения с клиентом и есть та революционная возможность, о которой твердили нам большевики маркетологи-теоретики.

Многим, очень многим вашим клиентам нравится неформальность общения с CEO в чате или возможность почитать мысли первого лица в блоге. Вот откуда любовь последнего времени политиков (точнее их полит технологов) к twitter. Да просто так, можно стать ближе и понятнее для Клиента. Я бы даже сказал смелее, так можно стать "свои парнем" для Клиента, быть понятым. Ну не думали же вы, что написав на официальной странице своей TM магические заклинания о миссии и видении, вы уже обеспечили себе лояльность? А что скажут товарищи желающие усилить атрибут своего бренда по имени "демократичность" или как там вы ее назовете? Удобно.

Итак, маркетинг в социальной сети имеет ряд преимуществ:

  1. Доверие Клиента к конкретным людям, сотрудникам компании, с лицами, именами и увлечениями. Для нас с вами это звучит как: повышение лояльности клиентов.
  2. Возможность неформального общения. Задать простой вопрос и получить на него простой ответ. Для нас с вами: обратная связь с клиентом и повышение лояльности
  3. Клиенты могут общаться между собой, обмениваться информацией и мнениями, "сбываться в стаи" – создавать клубы (а в этом мы им поможем). Вот вам и создание фан-клуба для торговой марки без "хождения в народ", точнее без хождения в прямом смысле. Web 2.0 да и только. Опять же у нас это лояльность и обратная связь. Обратите внимания, для Клиента здесь все как бы разнообразнее. Беден язык маркетолога...
  4. Возможность для нас (ура, наконец-то) донести наши идеи при помощи простых слов, показать и рассказать то, что никак не ложится в рамки официальных текстов пресс-релизов и ежегодных отчетов.
  5. И снова Клиент, он теперь может вас обругать или похвалить у себя в родной сети, а не на нашем форуме на сайте и его друзья это увидят. Понимаете к чему я клоню? Вирусный маркетинг в социальной сети куда более интересен, так как более масштабен.
  6. Мы можем играть с Клиентов в игры, создавать опросы, распространять информацию и даже напрямую предлагать Клиенту что-то сделать. И это очень персонально и приятно для него. Маркетинговая активность в социальной сети очень эффективна, так как действенна и дешева.
Вот собственно и все. Больше никаких секретов рекламы в социальных сетях и прочей ахинеи. Все ясно и понятно, и даже, может быть выражено в одной фразе. Весь секрет социальных сетей в том, что людям больше доверяют, чем безликим АО и ООО, и тем более, чем официальным сайтам. Есть, конечно, и обратная сторона маркетинга в соц.сети, но об этом в другой раз. А пока, заведите странички и создайте группы, добавьте социальные плагины на сайт и объявите, какой-нибудь хороший конкурс для вашего Клиента.

Комментариев нет: